Skip to main content

Духовная связь через века

Священные места коренных народов Севера

Культура народов севера не поддается шаблонам. Она самобытна по своему существу. В ней есть особый дух и частью этого духа являются священные места. У каждого народа свой объект силы, обращаясь к которому народы просят здоровье, счастье, мира. Познакомимся с этими священными местами поближе.

Архипелаг Кузова

На севере Карелии в Белом море расположен Архипелаг Кузова — уникальное природное место, наполненное древними памятниками культуры саамов — самого древнего коренного народа, проживающего здесь порядка 2,5-5 тыс. лет назад.

Архипелаг Кузова представляет собой 16 небольших островов, наиболее крупные из которых Немецкий Кузов и Русский Кузов. На территории этих безлюдных пространств учеными когда-то были обнаружены порядка тысячи древних объектов, в том числе лабиринтов и сооружений, каменных идолов, по своему виду напоминающих животных. Как древние люди соорудили эти объекты, до сих пор до конца не изучено. Сегодня на святую землю саамов приезжают туристы, чтобы максимально зарядиться энергией, когда-то живших здесь саамов.

Ангальский мыс
На архипелаге Кузова исследователи насчитали более 800 культовых объектов древних саамов

Ангальский мыс найти несложно, он расположен в городе Салехарде, на правом берегу реки Обь. Растянувшийся примерно на 2,2 км мыс был открыт в XVI-XVII веке. Из мифологии коренных народов Ямала следует, что там обитал старший сын верховного бога Торума — Ас Ики. Именно он дарует изобилие рыболовного промысла. Чтобы получить его, ханты совершали обряды с жертвоприношением на реке Обь. 

С 2009 года Ангальский мыс является объектом культурного наследия Ямало-Ненецкого АО. Несмотря на суровость климата, в летнее время на Полярный Урал охотно приезжают путешественники, одним из самых популярных маршрутов для посещения является именно Ангальский мыс. 

камни на берегу Оби
«Ангальский мыс» переводится с хантыйского как «обской старик»

Святилище Лозыль-лакка

Еще один святой мыс для народов Севера носит название Лозыль-лакка, что в переводе означает «Сопка духов». Он расположен в Ямало-Ненецком АО. Это духовное место веры для селькупов, ненцев и хантов. Они были уверены, что в пределах мыса обитает дух, помогающий избрать верный путь, определяющий судьбу. Для благосклонности духа проводились обряды. По преданиям, после смерти души людей находили продолжение в медведях. Духи-медведи проживали на территории Лозыль-лакка, были убеждены северные народы. 

Китовая аллея

Китовую аллею можно назвать одним из культовых святилищ по сложности сооружения. Аллея находится на ныне необитаемом острове Итыгран на Чукотке и была открыта исследователями относительно недавно – в 1977 году. Предполагается, что святилище создали XIV веке эскимосы-китобои. На 500 метров по острову установлены два ряда массивных костей гренландских китов, а также черепа и челюсти китов. Для масштабной экспозиции использовали порядка шести десятков взрослых китов. Поражает, сколько труда было вложено для создания рукотворного святилища, поскольку только одна лишь челюсть кита весит до 300 кг. Сегодня добраться до китовой аллеи не просто: из Анадыря предстоит долететь на самолете до поселка Провидения, далее 85 км до села Якракыннот и уже только потом по морю до острова Итыгран.

китовая аллея
Китовую аллею относят к XIV-XVI векам, однако современные ученые считают, что ее история началась с 1 тысячелетия до н. э.

Пегтымельские петроглифы

Пегтымельские петроглифы на Чукотке обнаружили в 1965 году в низовьях реки Пегтымел на Куйкульских скалах. Их возраст превышает 2 тыс. лет. На рисунках изображены сцены морской охоты и охоты на оленей, также люди с грибовидными строениями на голове. Люди-грибы встречаются в корякском фольклоре и мифологии. Следует, что творец мира, большой ворон Куткиняку после коряков создал гриб мухомор, чем был удивлен его сын Эмемкут. После Эмемкут превратил мухомор в женщину и сделал ее своей женой. Однако также есть версия о том, что «людьми-мухоморами» коряки считали шаманов, преимущественно женского пола. Предполагалось, что мухоморы принимали в пищу для проведения ритуалов. Сегодня ученые опасаются за будущее священного места. К 2019 году петроглифы, состоящие из 500 рисунков, были частично разрушены в результате обрушения скалы, каменные осколки с изображениями заросли мхом.

Аппапельская каменная баба

Святой тотем Аппапельская баба на Камчатке — это скальный выступ разных пород, напоминающий человеческую фигуру. Памятник природы и святилище северных народов находится в 35 км на северо-восток от села Анавгай, у подножья термального ручья Апапеле. Бурление воды поднимает пар к камню, что наполняет его сакральным магическим смыслом, были уверены эвены и коряки. Для них это было место силы и исцеления. Возле тотема оленеводы купались в источнике, прося здоровье у духов. Также здесь совершали жертвоприношения.

Вулкан Малый Семячик

Стратовулкан Малый Семячик на Камчатке — священное место ительменов. В переводе с ительменского языка означает «земля из камней». Ительмены верили, что священное место может предсказать будущее, а также что именно там находится обитель богов и духов. Вулкан расположен на высоте 1 560 метров над уровнем моря и состоит из трех, слитых воедино, вершин. В кратере одной из вершин находится так называемое кислотное бирюзовое озеро. Именно по этой причине на действующий вулкан в Долине Гейзеров приезжают путешественники из разных уголков планеты. Пешие экспедиции к природному объекту проводят круглый год.

вулкан малый семячик
Ительмены считают вулкан Малый Семячик жилищем умерших, воротами в потусторонний мир

Шаман-дерево

Отыскать шаман-дерево можно на трассе «Магадан – Якутск», недалеко от поселка Хандыга в Якутии. С древних времен эвенки и якуты считали дерево сакральным, однако откуда пошло поверье о силе дерева, неизвестно. Есть предположение, что возле него был похоронен шаман, но подтверждения этой версии нет. Удивительно, но поблизости от дерева пролегает ручей, не замерзающий даже в самые холодные зимы, будто подтверждая тем самым магическую силу шаман-дерева, у которого люди просят здоровья, помощи в делах. На удачу к дереву привязывают ленту или оставляют подарок.

шаман-дерево
Шаман-дереву местные жители приписывают мистические свойства

Тундровый камень

На Таймыре объектом почитания является Тундровый камень, стоящий рядом с малочисленным поселком Попигай. Его почитают долганы — самый молодой народ Таймыра, образованный в XIX веке. Для долганов камень является источником удачной охоты. Тундровый камень имеет отверстие или как его называют местные «юттэк-тас». В него охотники вкладывают гильзы с просьбой о добыче. Считается, что ритуалом пренебрегать нельзя, если добытчик желает успешно вернуться домой. Хотя справедливым будет отметить, что для народов Севера вся тундра, охраняемая духами, является одним большим сакральным местом.

Остров Столб

Остров высотой 114 метров и возрастом почти 400 млн лет расположен в дельте реки Лены в Якутии. Долгие годы он был местом поклонения юкагиров — восточносибирского народа, верящего, что на острове живет дух дочери шамана. В одном из склонов столба люди видели профиль того самого священного шамана. Путешественники говорят, что издалека с водной глади кажется, будто столб возвышается над водой, словно охраняя величественную реку. В этом месте нередко замечают миражи, которые образуются в результате столкновения холодного воздуха и воды. Сегодня и современные люди обращаются к сакральному месту, загадывая желание и бросая монетку у острова.

остров столб
По легенде, остров Столб создан древним шаманом на могиле дочери, убитой недругами

Горы Бырранга

В самой северной части Евразии, в Таймырском заповеднике на территории 1 100 км растянулись горы Бырранга, почитаемые у нганасанов – коренного самодийского народа Сибири. Нганасаны считали, что за горами Бырранга находится страна мертвых, куда уходят души умерших. По этой причине простые люди боялись ходить в гору. Подниматься Быррангу осмеливались только шаманы, которые были убеждены, что так они находятся ближе к высшим силам. Сегодня не многие осмеливаются отправиться в экспедицию к таинственным горам.

Нганасаны боялись подниматься в горы Бырранга и доходили лишь до их подножия

Остров Вайгач

До 1930-х годов прошлого века остров Вайгач был необитаемым, поскольку считался священным местом для коренных народов Ненецкого АО – ненцев. Они называли остров святым. Ненцы верили – на острове живут божества, главные из которых – Вэсако и Хадако, поделившие между собой южную и северную части Вайгача. Остальные разбросанные по территории идолы – их дети и внуки. Сейчас о том, что это было место силы напоминают уцелевшие до наших дней идолы, жертвенники, а также древние святилища и кладбища – всего порядка 230 объектов культурного наследия.

идолы на острове вайгач
Многие исследователи видят сходство между идолами Вайгача и истуканами острова Пасхи в Океании
Поделиться