Skip to main content

Законы тундры

Правила жизни северных оленеводов

В России оленеводством занимаются жители 19 регионов – от южных границ до Крайнего Севера. В Арктике этот промысел обретает особое значение: для коренных северян – это основа жизни, духовной и материальной культуры и настоящее искусство, секреты которого передаются из поколения в поколение.

Ученые считают, что люди одомашнили северного оленя от 2 до 3 тыс. лет назад. Это на долгие столетия вперед определило и их собственную жизнь. Все, от быта до фольклора, у жителей Арктики «замешано» на оленеводстве.

В каждом из языков северных народов существует от 20 до 30 слов для обозначения оленя. По-разному называются олени в зависимости от возраста, масти, вида рогов, телосложения, ездовых качеств, назначения в упряжке

Знакомство с коренными народами Севера

«Олени – лучше!»

Почему именно оленеводство играет такую роль в жизни северян? Все просто: олень – единственное арктическое животное, которое людям удалось приручить. И единственное, способное обеспечить человека всем необходимым – от пищи, жилья и одежды до возможности перемещаться по тундре на огромные расстояния.

Оленья упряжка
За день оленья упряжка может пробежать 150-180 км

Северные олени идеально приспособлены к жизни в арктических условиях. Их шубы с полыми шерстинками надежно защищают от лютых морозов и воды (олени, кстати, отлично плавают), копыта меняют форму и покрытие в зависимости от времени года и поверхности, по которой бежит олень. На глубоком снегу и болотах они широко раздвигаются, увеличивая площадь опоры, но могут и сжиматься, освобождаясь от топи; зимой на оленьих копытах обнажается острый край – им удобно раскапывать снежный наст в поисках пищи. А еще северный олень – единственное в мире млекопитающее, которое видит ультрафиолетовое излучение, а потому не заблудится даже самой темной полярной ночью.

Рога северного оленя – грозное оружие, которого боятся многие хищники (по северным поверьям, и злые духи тоже). А еще рожки чрезвычайно полезны – в пантах содержится масса витаминов и микроэлементов. Как и оленье мясо, молоко и даже кровь – в условиях тундры это главный, а часто единственный способ поддержать силы, запастись выносливостью, уберечься от цинги.

Почему люди кочуют?

И снова ответ прост: потому что оленям нужен корм. В России оленьи пастбища занимают гигантские территории – 300 млн гектаров, или 20% площади страны. Но и олени не дремлют: несколько дней – и пора перебираться на новое место: старое «объедено» до основания. Оленеводы переходят с одной стоянки на другую от 30 до 100 раз за год и преодолевают при этом расстояния от 200 до 1500 км. То есть фактически кочуют непрерывно – в любую погоду и со всеми членами семьи, от маленьких до стареньких.

Кочевка проходит по путям-дорогам, сложившимся сотни лет назад. В семьях их помнят несколько поколений, поэтому даже в самую страшную непогоду северяне никогда не сбиваются с пути, к тому же отлично ориентируются по звездам, солнцу, направлению ветра. Но дело не только в этом. Негласная «этика каслания» предписывает оленеводам использовать только родовые маршруты, не заходить на чужие пастбища и справедливо распределять пространства между своими и соседскими стадами.

В целом маршруты кочевий зимой пролегают к югу, где теплее и больше корма, а летом – на север, где меньше комаров и прочего гнуса.

Олени
Для коренных народов Севера олень – священное животное. Одно из ненецких названий оленя переводится как «дающий жизнь»

Жизнь «на чемоданах»

Вечное кочевье подразумевает особый, приспособленный под него быт. В его основе – мобильное жилище, которое можно собрать и разобрать примерно за час и без труда перевезти на новое место. У ненцев, саамов, хантов – это конический чум, у чукчей, коряков, эвенов, эскимосов, юкагиров – полукруглая яранга. В основе того и другого – шестовой каркас, покрытый шкурами оленя. На один дом уходит 60-80 шкур, а в лютые морозы их укладывают на основание в два-три слоя.

Все продумано и с транспортом. Жители всей русской Арктики – от Кольского полуострова до Чукотки – используют нарты. Но их конструкция у разных народов отличается. Например, по-разному расположен в нартах копыл – брусок в полозьях, служащий опорой для кузова. В Западной Арктике в ходу косокопыльные нарты, в Восточной Сибири – прямокопыльные, на северо-востоке – дугокопыльные.

Нарта
Нарта служит около 3−10 лет, а большая семья оленеводов использует для перекочевок около 80 разных нарт

У коряков, эвенов, чукчей копыл крепится свободно, легко двигается, и это делает нарты более маневренными. У ненцев принято жесткое крепление полозьев, «причуды» рельефа им преодолевать сложнее. Зато ненецкие нарты имеют несколько видов: есть грузовые, «пассажирские», а последние, в свою очередь, делятся на мужские и женские. Женские – вместительные, со спинкой: есть на что облокотиться, и детей можно удобно усадить.

Различаются нарты и в зависимости от того, какой тип упряжки принят у народа. Если цуговый, когда олени стоят парами друг за другом (он распространен на северо-востоке) – нарты используют длинные и узкие. Если веерный, при котором олени расположены в один ряд – широкие и короткие, почти квадратные. Такие в ходу у ненцев, саамов, хантов, долган.

У всех по-разному!

При всем сходстве быта, жизнь оленеводческих народов вовсе не одинакова. Прежде всего, существуют разные типы оленеводства. Два главных – самодийское и восточное. Первое характерно для ненцев, хантов, манси, коми-ижемцев, северных селькупов и других жителей Западной Арктики. Они кочуют по очень длинным маршрутам и тем самым распределяют пастбищную нагрузку по большой территории. Их верный помощник – пастушья собака, которая строго следит за перемещениями оленей. Стада у народов, живущих на этих землях, огромны. На Ямале, например, одной семье может принадлежать 1,5-2 тыс. оленей. Всего же ямальские оленеводы владеют более 760 тыс. оленей – то есть примерно четвертью от всех живущих на планете. Кстати, и 60% российских оленеводов-кочевников также живут в ЯНАО.

День оленевода в Надыме
На Ямале одной семье может принадлежать 1,5-2 тыс. оленей

У нганасан, эвенков, долган, энцев, эвенов, живущих к востоку от Енисея, стада небольшие, от нескольких десятков до пары сотен на семью. Пасутся они свободно, рядом со стойбищами. Ни длинные кочевки, ни пастушьи собаки при таком раскладе ни к чему. Для жителей Таймыра и Западной Якутии олени – в первую очередь транспортное средство, а не мясной скот. Верхом на них, в частности, ездят на охоту и рыбалку. Охотятся, в том числе на диких оленей. Интересно, что у этих народов на охоте принято использовать домашнего оленя-манщика, «завлекающего» диких животных.

Северо-восток страны – Чукотка, Камчатка, Магаданская область – это вновь большие стада и длинные каслания. Но местные пастухи, в отличие от западных «коллег», обходят стада пешком, без собак, а главным инструментом управления оленями служит изогнутый посох. Если что-то пойдет не так, пастух просто бросит его в сторону стада: палка, вращаясь, пролетит над оленями, а издаваемый при этом звук вспугнет животных и заставит собраться вместе.

Жизнь по правилам Севера

Вечные путешествия по Арктике диктуют свои законы, без которых в тундре попросту не выжить. У всех оленеводческих народов большие, дружные и трудолюбивые семьи, в которых каждый занят своим делом, важным для родных. Мужчины охотятся и пасут оленей, женщины ставят чум или ярангу, поддерживают дом в чистоте. Кстати, северное жилище – образец порядка и минимализма. С учетом того, что хозяева часто и быстро переходят с места на место, хлам там ни к чему – и в то же время все всегда должно быть под рукой. Однако старые вещи используются максимально долго: обветшавшая шкура, покрывавшая чум не одну зиму, еще несколько лет послужит летним покрытием.

Дети с малых лет учатся обращаться с животными, перенимают от родителей, бабушек и дедушек древние традиции оленеводства. И это не строгий урок, а игра. У ненцев, например, принято дарить олененка каждому малышу в семье. Ребятишки с радостью заботятся о своих рогатых питомцах, кормят их, лечат от укусов насекомых, а девочки еще и шьют им наряды.

Девочка гладит оленя
У жителей тундры олень считается лучшим подарком другу или родственнику

Северные оленеводы – прирожденные экологи. Во времена, когда такого слова и в помине не было, жители Арктики уже понимали: если не сберечь пути, по которым сегодня проходят твои олени, завтра негде будет идти оленям твоих детей. Так, долганы, переезжая с место на место, по старой традиции закапывают бытовой мусор подальше от стоянок, а мелкий сжигают. А при установке чума взрослые, срезая дерн для его утепления, показывали детям, как при этом не ранить землю. Правило такое: если дерн можно свернуть в аккуратный рулон – значит, все сделано правильно.

У северян принято заботиться не только об оленях и природе, но и о себе самих: полноценно питаться, тепло и качественно одеваться. Ведь если с хозяином случится беда – что станет с семьей и стадом?

Еще один закон тундры – уважение к соседям и взаимовыручка. Не трогать чужого, привечать любого гостя, помочь попавшему в беду, поделиться с ним едой, вещами, оленями – главные правила жизни оленеводов.

В наше время чумы и яранги обогревают не костры, а переносные печки, а то и мини-электростанции. Вместо нарт все чаще используются снегоходы и «бураны». А путь кочевникам указывают не звезды, а спутниковая связь. Но главное остается неизменным: люди следуют за оленем, и именно он определяет законы их жизни.

Знакомство с коренными народами Севера

Поделиться